
В тяжелейшие для Руси годы монгольского нашествия Александр Невский сумел дать отпор захватчикам, угрожавшим с запада, – шведам и немцам.
С начала XIII века папский Рим организует крестовые походы на восток Европы для обращения в «истинную веру» языческих народов Прибалтики. А уже в 1230-е годы католическое воинство устремляет свои взоры на богатые и обширные Новгородские земли.
В 1237 году у их границ был создан Ливонский рыцарский орден. Он заключает союз с давними противниками новгородцев шведами.
Когда в июле 1240 года шведский флот, войдя в устье Невы, высадил десант, новгородцы справедливо опасались, что шведы могут лишить их выхода к морю. Навстречу врагу двинулся 19-летний новгородский князь Александр Ярославич со своей дружиной.
На площади перед Софийским собором он, как гласит предание, напутствовал своих воинов: «Братья! Не в силе Бог, но в правде».
15 июля 1240 года в Невской битве шведы были разбиты, оставшиеся ушли на своих кораблях. В тот раз они больше не вернулись, но русско-шведское противоборство на Балтике будет длиться еще несколько столетий.
Одновременно на русские земли стали продвигаться немецкие (ливонские) рыцари.
Они сумели взять пограничную крепость Изборск, заняли Псков. В 1242 году Александр Ярославич освобождает захваченные ливонцами города и земли.
Решающая битва состоялась 5 апреля 1242 года прямо на льду Чудского озера: это знаменитое Ледовое побоище.
Боевой клин рыцарей, прозванный за свою конфигурацию «свиньей», ринулся, как таран, на прорыв русского строя, но завяз в обороне Александровой дружины и был атакован ударом в тыл. Летопись дополняет финальную картину: отступая, закованные в тяжелые железные доспехи рыцари проваливались под весенний лед. После чудского разгрома ливонцы присылают в Новгород посольство и просят о «замирении навек».
Князь Александр Невский впоследствии будет канонизирован Русской Православной Церковью. Его победы станут символом успешной борьбы России с западной агрессией и защиты православной веры.

Journal information