clio_historia (clio_historia) wrote,
clio_historia
clio_historia

Categories:

Денежная реформа 1947 года как самое крупное ограбление в истории.

1.jpg



Правительство на другой планете живет... родной
"Кин-дза-дза"

Пожалуй, это фраза является самым точным описанием взаимоотношений правительства и граждан в России (возможно не только у нас).

Первый колышек в этот социальный раскол был заложен еще в далеком средневековье, когда Иван III сформулировал юридические основы
поместной системы землевладения в Судебнике 1497 года, а его внук Иван IV развил идею в Уложении о службе в 1556 году.

Суть этой последовательной реформы сводилась к отъему частного владения землей (
вотчиной) в пользу государства, а дворяне, лишившиеся наследственного надела, могли пользоваться им только в обмен на службу царю.

С этого момента государственные интересы приобрели абсолютный приоритет, а граждане фактически перестали быть субъектом права и превратились в ресурс.

Любые попытки изменить положение дел (в частности Манифест о вольности дворянской Петра III), в историографии облачались негативными эпитетами, а авторы подобных инициатив записывались чуть ли не в сумасшедшие.


Однажды… я вошла в комнату Его Высочества и была поражена представившимся зрелищем. Посередине кабинета, который он устроил ce6е, прорубивши стену, была повышена огромная крыса. Я спросила, что это значит, и получила в ответ, что крыса эта совершила уголовное преступление и по военным законам подверглась жесточайшему наказанию, что она забралась на бастионы картонной крепости, стоявшей у него на столе в этом кабинете, и на одном из бастионов она съела двух поставленных на стражу часовых из крахмала, что за это он приказал судить преступницу военным судом, что его собака-ищейка поймала крысу, которую немедленно за тем повесили с соблюдением всех правил казни и которая в течение трех суток будет висеть на глазах публики для внушения примера.

Из записок Екатерины II о Петре III, Москва, лето 1753 года.



Превращение населения в ресурс для решения государственных задач, породило тотальное недоверие граждан к государству в целом и правительству в частности. Любая инициатива сверху, какой бы она благостной не была по своему назначению, встречается гражданами в штыки. Можно было бы упрекнуть жителей страны в дремучести, мол, для вас же стараемся, но на деле государство раз за разом подтверждает утверждение, что «власть действует в своих интересах».

Самым болезненным в этом отношении является даже не ограничение ряда основных прав (свободы слова, например), а финансовая эксплуатация.

Как ни странно, но своего пика она достигла в период, обозначенный, как самый справедливый, народный и демократичный, то есть во времена СССР. Наиболее же ярким примером решения государственных задач за счет населения стала
денежная реформа 1947-ого года. Это был, пожалуй, самый откровенный грабеж собственных граждан.


Из-за чего все началось...

Как и в любом воюющем государстве, в СССР в период Великой Отечественной войны сложилась крайне тяжелая экономическая ситуация. Она имела вполне объективные причины: разрушение промышленных предприятий и инфраструктуры, выемка граждан из экономики, огромные человеческие жертвы, потеря территории и так далее.

Для решения военных задач правительство СССР израсходовало огромные средства, в основном используя классический подход — печать недостающих денег. К концу войны объем денежной массы достиг 55,4 миллиардов рублей, в четыре раза превысив довоенный размер (
здесь и далее, цифры и некоторые другие данные взяты из книги "Записки министра", Арсения Зверева, 1973).

С учетом падения производства товаров народного потребления, образовался колоссальный дисбаланс между количеством денег и товаров, которые на них можно было купить. Нужно помнить, что в стране советов цены были установлены государством, и такая «заморозка» привела к гигантскому дефициту. Жизненно необходимая продукция была доступна только по карточкам и это был минимум. Все остальное можно было купить исключительно на рынке, где цены за время войны подскочили в 10-15 раз.

Основным продавцом в войну и в первые годы после нее, был крестьянин, точнее колхозник. Городское население в основном было задействовано в производстве товаров военного назначения и не могло ничего предложить крестьянину в обмен на еду. Кроме рублей, конечно.

В итоге крестьяне начали накапливать огромные суммы наличности, распиханной по кубышкам, ведь потратить ее было не на что. Уже в 1944-ом году соотношение средств города к деревне было 30% к 70% и этот разрыв продолжал расти. Иными словами, основная денежная масса концентрировалась у тех, кто производил реальный продукт — у крестьян.

Государству же приходилось продолжать содержать рабочих, выплачивая им заработную плату за счет бюджета. Последний наполнялся либо за счет эмиссии, либо за счет принудительной продажи облигаций государственного займа (
к 1948-ому году доля доходов бюджета от таких займов составляла 24%, а к 1952-ому и вовсе 42%. Сегодняшние нефтяные доходы, просто детский лепет).

Правда по займам нужно платить проценты, но истинному пролетарию чужды меркантильные интересы, ему и вымпел со значком будут достаточны (если серьезно, то правительство СССР регулярно «кидало» своих граждан, снижая проценты и замораживая выплаты на неопределенный срок).

В условиях раздрая в товарно-денежном балансе, перманентном росте внутреннего государственного долга, правительство СССР задумало провести финансовую реформу. В обычной стране целью таких реформ стал бы рост благосостояния граждан. Например, методом регулирования товарно-денежных отношений, сокращением бюджета и рядом налоговых льгот, правительство добилось бы выравнивания баланса - внутренняя валюта вернула бы свою ценность.

Но, как вы помните, в России приоритетом всегда было государство, а термин «государственник» обладал ореолом благополучия и безопасности (вот только кого конкретно?). Поэтому и метод борьбы с финансовыми сложностями был выбран закономерный - ограбление населения, прям, как
Ленин завещал.


Планирование ограбления века

Мы назначим самый короткий срок, в течение которого каждый должен будет сделать декларацию о количестве имеющихся у него денег и получить взамен их новые; если сумма окажется небольшой, он получит рубль за рубль; если же она превысит норму, он получит лишь часть.

Владимир Ленин, Полное собрание сочинений, 1972, Том 36. — С. 354.

В правительстве СССР будущую денежную реформу начали обсуждать еще в 1942, а через год, 3 ноября появилась служебная записка: «Вопросы денежной реформы» . Именно тогда было принято решение взять курс на конфискацию денежных средств.

Позднее, советская пропаганда представит перемены, как борьбу с фальшивомонетчиками и проклятыми спекулянтами, ни словом не обмолвившись об огромном государственном долге. Но сейчас, в момент разработки, все прекрасно понимают, зачем и для чего им предстоит работать. Возглавил реформы тогдашний министр финансов
Арсений Зверев. Ее суть сводилась к банальной деноминации с невыгодным обменом старых рублей на новые.

В ходе обсуждений проекта реформы в 1943–1946 годах ведущие сотрудники Наркомата финансов СССР, Госбанка СССР и Госплана при СНК СССР по ряду вопросов пришли примерно к одним и тем же выводам. Госплан определил количество денег, необходимое для нормального обращения, в пределах 26 млрд рублей, Наркомат финансов и Госбанк - 28 млрд.

Учитывая, что к концу 1947 года в обороте находилось 63,4 миллиарда рублей, обмен мог быть произведён в соотношении 2,5:1. То есть, 25 старых рублей, на 10 новых. Однако, финансисты не учли товарный дефицит. То есть, мало того, что денег в обороте больше, чем нужно, так еще и промышленность не готова обеспечить производство достаточного количества товаров. Поэтому специалисты под руководством Зверева вынесли решение: обменивать по курсу 5 к 1.

«Грабёж!» - скажете вы? Ещё нет.

Иосифу Сталину такое соотношение показалось недостаточным, поэтому окончательное решение устанавливало обмен 10 к 1. Только представьте на секунду, если бы российское правительство сегодня, в рамках борьбы с инфляцией, стерло бы нолик в вашей зарплате. Как бы вы отнеслись к средней зарплате не в 47 тысяч рублей, а в 4700? При этом цены планировалось снизить
примерно на 10%, да и то только на часть товаров.


Газета "Правда" опубликовала постановление уже на следующий день



«Четыреста сравнительно честных способов отъёма»

Госбанк СССР открыл 46 тысяч обменных пунктов по всей стране. Для работы в них мобилизовали 170 тысяч кассовых, бухгалтерских и других работников. В штате каждого обменного пункта состояли начальник пункта, контролёр и кассир.

В условиях секретности, в территориальные учреждения Госбанка к 1 ноября 1947 года были доставлены новые денежные знаки. Их сосредотачивали в специальных хранилищах, предварительно упаковав в посылки. Вскрыть их полагалось уже после объявления реформы, а затем распределить наличность по отделениям. Населению давалась неделя на то, чтобы избавиться от старых денег.

Само собой, короткие сроки выбирались не из-за каких-то технических сложностей, а в надежде на то, что люди просто не успеют обменять всю наличность. Если у вас, к примеру, 1000 рублей, это одно, а если 1000000? Нести такую сумму в кассу, это вызвать целую кучу вопросов, а дробить миллион на части дело хлопотное и явно не быстрое.

Надежды правительства оправдались, по итогам около 25 миллиардов рублей к обмену представлено не было. Кое-кто предпочел потерять деньги, чем свободу.

Второй удар был нанесен по вкладам.

Если на руках у населения находилось 63,4 миллиарда рублей, то на сберегательных счетах 16,5 миллиардов. Сумма не столь внушительная, да и легко управляемая. Государство в любой момент могло, как ограничить обращение с ней, так и вовсе заморозить счета (привет накопительной части пенсии).

Здесь так же происходил обмен, но не столь варварский. Вклады до 3000 рублей переоценивались 1 к 1, все, что выше 3000 но до 10000 — 2 к 3, а остальное 1 к 2. Так, к примеру, если вы накопили в сберкассе 100000 рублей, то после реформы 1947 года их становилось 52700. Сильно меньше, но лучше, чем при наличной форме хранения. А если вы не человек, а целое предприятие, колхоз или кооператив (то есть более-менее самостоятельный хозяйствующий субъект), то сумма на ваших счетах уменьшалась уж совсем скромно, всего на 20%, перерасчет происходил в отношениях 4 к 5.


600 рублей облигациями теперь подлежало обменять на эту, 200-т рублевую

И наконец третья жертва реформы - облигации государственного займа.

К моменту реформы долг государства перед собственными гражданами составлял 125 миллиардов рублей. Не то чтобы население с песнями и плясками, радостно и с воодушевлением кредитовало свое государство. Как правило подписка на облигации была обязательной или добровольно-принудительной. Во втором случае можно было отказаться, но с характерными для того времени последствиями.

Шофер, член ВКП(б) заявил: «Подписываться не буду. Раньше, при карточной системе, я масла не ел, а теперь я хочу его кушать». После уговоров он подписался на 200 рублей, при заработке в 700 рублей.

Зав отделом партинформации Управления по проверке парторганов ЦК ВКП(б) Иван Поздняк. 4 мая 1948 г.


Такой огромный долг государство решило списать.

В обычной ситуации подобное поведение равносильно дефолту, но государство в России никогда не считало себя и граждан равноправными партнерами. Поэтому все облигации подверглись переоценке в сторону уменьшения. В результате конверсии, все старые обязательства обменивались на новые в соотношении 1 к 3.

Изменилась и процентная ставка, теперь по всем облигациям она составляла 2% годовых (кроме выигрышных облигаций, но у них другой принцип). В итоге сам долг снизился до 34 миллиардов рублей, а его обслуживание в четыре раза (вот бы так же с моей ипотекой провернуть!).



С распространением слухов о предстоящей реформе, население кинулось избавляться от ненадежного актива - рублей


Народ безмолвствует

Эта строчка из Бориса Годунова Пушкина, как нельзя лучше описывает отношение граждан России к большинству подобных действий государства. Как правило, реформы в нашей стране, это соревнования в том, кто кого быстрее объегорит, правительство население или наоборот. Последнего не случается, просто потому что государство умнее и сильнее обывателя, но тот каждый раз пытается. Реформа 1947 года не стала исключением.

Проведение денежной реформы является обычным делом во всех государствах после больших войн. Однако проведение денежной реформы в нашей стране коренным образом отличается от проведения реформы в капиталистических странах

Из постановления №14, от 14 декабря 1947 года.


Не смотря на атмосферу секретности, в народ все-таки утекли слухи о грядущей реформе.

Население уже летом 1947 года кинулось снимать деньги и тратить их на все подряд. Обычно, такое явление называется биржевой лихорадкой, однако в случае с гражданами СССР речь шла не о хаотичном поиске доходных и ликвидных активов, а о попытке сохранить хотя бы часть заработанного в любой доступной форме.

По мере распространения слухов и появлению более-менее ясной информации о деноминации, тренд сменился на противоположный. Граждане наоборот начали нести деньги в сберкассы, но разбивать свои вклады на небольшие суммы и оформлять их на знакомых и родственников. Кто-то, видимо, донес, что если сумма вклада будет до 3000 старых рублей, то их обменяют на новые 1 к 1.

Позднее, власти пытались понять, кто сдал их планы, то ли кассиры, то ли сотрудники Госбанка, раньше времени заглянувшие в посылки, а может и вообще предатели или шпионы. Но, вероятнее всего, первоисточником распространения информации о реформе являлись сотрудники центрального аппарата ВКП(б), которые, в точности зная об условиях и сроках проведения реформы, дружно выстроились в очереди в сберкассы, где большинство из них держали деньги. Об этом, конечно, на разборах причин утечки никто не говорил. Своих, не сдаем.

В послевоенный период СССР довольно быстро восстановил свою экономику.
И сейчас, и в прошлом, и в будущем, за это граждане будут платить из своего кармана

Так или иначе, жители СССР приняли новую реальность безропотно.

Поведение властей идеально вписывалось в концепцию многовековых отношений между государством и гражданами. Последние довольствовались отменой карточной системы и восстановлением экономики, которое на фоне ужасающей военной разрухи, создавало иллюзию правильной стратегии правительства.

Сегодня ситуация не изменилась. Только за пару последних лет правительство России благополучно решало свои государственные проблемы, за счет эксплуатации граждан, как ресурса. Тут и пенсионная реформа, направленная на залатывание дыр в Пенсионном фонде, и повышение налогов, и девальвация рубля.

Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил в интервью Bloomberg, что падение курса рубля - это "круто". Министр объяснил, что снижение курса национальной валюты побудит отечественных производителей меньше полагаться на импорт. Мантуров рассказал, что правительство не обсуждает планы по продлению мер поддержки бизнеса.

15 октября 2020 года, РИА Новости.


Но не будем категоричны.

Денежная реформа 1947 года нарисовала вполне осязаемые перспективы превращения рубля в ценную валюту. В руках у правительства СССР оказался инструмент борьбы с набравшим обороты долларом. Привязав рубль к золоту (на уровне 0,222168 грамма), сталинские финансисты вовсю взялись за создание советской альтернативы "поганой зеленой бумажке" и в мире даже появились желающие.

Но не сложилось.

ССЫЛКА




Интересуетесь историей? Милости прошу!


Tags: Советский Союз
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal