При внуке Ивана Калиты, князе Дмитрии Ивановиче, произошла и первая крупная битва русского войска с Ордой.
С юных лет у князя был мудрый наставник – митрополит Алексий, который помогал ему укрепиться на престоле.
По совету Алексия московский князь превращает свой стольный град в неприступную крепость – строит мощный белокаменный кремль (1367).
К тому же он хорошо знал: в Орде не прекращается «великая замятня» – жестокая борьба за трон.
Когда власть захватил неродовитый военачальник Мамай, Дмитрий отказывается платить ему дань. Покарать Москву малыми силами ордынцам уже невозможно: в 1378 году русские разбивают посланную ими рать на реке Воже.
Тогда Мамай решает предпринять разгромный поход на Русь и летом 1380 года выдвигает многотысячное войско. Дмитрий рассылает гонцов в русские княжества, однако далеко не все отзываются на его призыв. Но князю придает твердости благословение на битву, которое дал ему игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский, славившийся святостью и прозорливостью.
Знаменитое сражение произошло в день Рождества Богородицы 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, между Доном и Непрядвой-рекой.
Чтобы воодушевить воинов-ополченцев, князь Дмитрий вместе с ними бился в рядах Большого полка, был тяжело ранен.
В решающий момент, когда Мамай уже торжествовал победу, в тыл монголам ударил засадный полк, которым руководили князь Владимир Андреевич Храбрый и воевода Дмитрий Боброк Волынский. Это и решило исход битвы. Бежавших ордынцев гнали 50 верст. Но и потери русских были огромны.
Куликовская победа не привела к свержению ига, однако и не прошла даром – она укрепила веру в свои силы. А кроме того, эта победа возвысила авторитет московского князя, сделала Москву центром объединения русских земель. Дмитрия Ивановича станут называть Дмитрием Донским.
В Мамаевом побоище полегли почти все воины-москвичи. И когда через два года новый ордынский правитель, хан Тохтамыш, пошел на Москву, сил для обороны было немного. Город был взят хитростью и сожжен.

Journal information