У петровских нововведений было много противников.
С самого начала осуждало их и старое русское духовенство, которое особенно возмущалось пристрастием Петра ко всему иноземному.
Тем более что царь стремился и саму Церковь полностью поставить под свой контроль.
После смерти патриарха Адриана в 1700 году выборы его преемника Петр запретил, и патриарший престол много лет оставался не занятым.
Когда же был раскрыт «заговор» (1718) вокруг царевича Алексея Петровича, на которого делали ставку все приверженцы старины, царь счел главными подстрекателями «попов и монахов».
Несколько высших церковных иерархов были казнены, а сам царский сын-наследник умер под пытками.
Решающий шаг последовал в 1721 году: московское патриаршество официально упразднялось, вместо него Петр учредил Духовную коллегию, или Святейший Синод.
Всеми церковными делами отныне ведал орган из 11 человек, которые назначались императором и должны были приносить ему клятву в верности, как все чиновники. Представителем императора в Синоде был обер-прокурор.
Изданный по этому случаю Духовный регламент гласил: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Journal information