clio_historia (clio_historia) wrote,
clio_historia
clio_historia

Categories:

«Приштинский бросок»©: в шаге от Третьей мировой.




НАТО против Югославии

После инцидента в Рачаке НАТО потребовало вывести сербские войска из автономной области Косово и Метохия, главным образом населённой албанцами. Югославия не выполнила условий ультиматума. Сославшись на проводимые югославскими силами безопасности этнические чистки против населения Косово, силы НАТО провели бомбардировки Югославии 24 марта-10 июня 1999 г.

Однако, под ударами оказались не только военные объекты, но и гражданские.



По информации властей СРЮ, за время бомбардировок общее число погибших гражданских составило свыше 1700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10000 были серьёзно ранены.

Без вести, по данным ООН, пропал 821 человек, большинство из которых — сербы. Большинство воздушных ударов было направлено на Приштину (374), Призрен (232), Белград (212), Урошевац (205), Джаковицу (190), Кралево и Ужице (145 на каждый город), Нови-Сад (114). Во время бомбардировок были уничтожены или повреждены 89 фабрик и заводов, 128 других объектов индустрии и сферы услуг, 120 объектов энергетики, 14 аэродромов, 48 больниц и госпиталей, 118 радио- и ТВ-ретрансляторов, 82 моста, 61 дорожная развязка и туннель, 25 почт и телеграфов, 70 школ, 18 детских садов, 9 зданий университетских факультетов и 4 общежития, 35 церквей, 29 монастырей. Всего на объекты промышленности и социальную инфраструктуру была произведена 1991 атака. В результате бомбардировок около 500000 человек в Югославии остались без работы.

Операция «Союзная сила» унесла жизни людей и после своего окончания: НАТО использовало в боеприпасах радиоактивный обеднённый уран. Бомбардировки были прекращены после подписания Военно-технического соглашения в Куманове между представителями югославской армии и стран НАТО. Однако, немногие понимают истинную причину внезапного решения НАТО прекратить бомбардировки и подписать такое соглашение.

Аэродром "Слатина"

На 12 июня 1999 г. был запланирован ввод сухопутных войск НАТО со стороны Македонии. Главным стратегическим объектом, подлежавшим захвату в первую очередь, стал международный аэропорт «Слатина» в 15 км к юго-востоку от города Приштина, — единственный аэропорт со взлётно-посадочной полосой, способной принимать любые типы самолётов, в том числе тяжёлые военно-транспортные.

Приштинский бросок

Единственным государством, защитившим югославов от этих варварских бомбардировок, оказалась Россия.

В интервью Президент Республики Ингушетия Юнус-бек Евкуров (на момент освещаемых событий майор ГРУ) сообщил, что начиная с конца мая 1999 г., группа в составе 18 бойцов ГРУ тайно проникла на территорию аэропорта "Слатина" и фактически контролировала его до подхода десантного батальона. Все обстоятельства данной операции до сих пор засекречены.

В ночь на 12 июня 1999 г. десантники российских миротворческих сил, опередив войска НАТО, вошли на территорию Югославии. Марш-броском из Боснии и Герцеговины они заняли аэродром Слатина.

11 июня в 4:00 (по другим сведениям, готовность к началу движения была назначена на 5 часов утра, а начали движение в 11 часов) передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии и Югославии. Командовали старший оперативной группы Воздушно-десантных войск России в Боснии и Герцеговине генерал-майор Валерий Рыбкин и комбат полковник Сергей Павлов. На территории Сербии к колонне присоединился назначенный от Генштаба генерал-лейтенант Заварзин. Шли быстро - под 80 км/ч.

Офицер управления Отдельной воздушно-десантной бригады (ОВДБр) вспоминал о событиях:

"Приблизительно за сутки до отправления мы получили приказ сформировать передовой отряд численность около 200 человек. Мы стали собираться, были подготовлены машины с горючим, БТРы и "Уралы". Из них, собственно, и была составлена автоколонна, которая потом без остановок дошла до Приштины...

На границе с Боснией и Герцеговиной мы проехали пограничный пост - там стояли пограничники, в том числе там был американский блокпост сил SFOR. Они-то собственно и проинформировали командование многонациональной дивизии о том, что русские десантники пересекли границу и вошли в Югославию. До тех пор их командование об этом ничего не знало...

Наши десантники спокойно преодолели границу. Только когда наша автоколонна прошла на границе мост через реку Дрина, тогда они и спохватились. По ходу следования колонны по югославской территории местные жители восторженно встречали наших десантников, забрасывали цветами, все это было похоже на кадры кинохроники, когда так же встречали в Восточной Европе наших воинов-освободителей. На БТРах висели российские флаги, а надписи SFOR к тому времени уже были перекрашены на KFOR.

Так, быстрым маршем, преодолев 500 км, мы дошли до Приштины. Что там происходит, мы не знали, просто был приказ выдвинуться в этом направлении и занять оборону на аэродроме. Натовцы должны были войти в Косово 12 июня, мы опередили их всего на несколько часов. Когда мы туда (на аэродром) пришли, там были сербские военные в гражданской одежде. Они готовились передавать аэродром натовцам. Они очень обрадовались, увидев русских, сказали, что давно нас ждут, показали, что где находится. Командование НАТО уже знало, что русские идут к аэродрому, поэтому попыталось их опередить и взять аэродром первыми
".

Уже в самом Косово начались противостояния колонны со сторонниками независимости региона. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня. Задача по захвату аэропорта «Слатина» была выполнена к 7 часам утра 12 июня.

"Слатина": НАТО против России и Югославии

Через несколько часов туда прибыли и подразделения других иностранных армий. Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону, командовавшему группировкой на Балканах, "выбить" русских из аэродрома, британец ответил, что не собирается начинать Третью мировую войну.

Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 г. в натовской группировке, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников:

«Около 200 русских расположились на аэродроме…. Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было „подавить их“. Кларк использовал необычные для нас выражения. Например - „уничтожить“. Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских».

Из воспоминаний офицера управления Отдельной воздушно-десантной бригады (ОВДБр):

"Англичане получили приказ не пустить русских на аэродром, но они опоздали. Когда они приехали в Приштину, наши десантники уже там стояли. Тогда они получили приказ высадить на аэродром десант, чтобы получить контроль над этим важным стратегическим объектом. На аэродроме было фактически 200 человек наших десантников, это не очень много на весь аэродром.

Мы обозначили периметр и огородили его. Когда мы поняли, что летят натовские десантники, и они сейчас попытаются сесть, командир оперативной группы дал приказ: не допустить высадки натовцев. Тогда мы еще не знали, что это англичане. По аэродрому стали ездить БТРы, которые не давали вертолетам возможности совершить посадку. Тогда англичане запросили свое командование: что делать?

Командование их отозвало. Именно британское командование. Получилось так, что приказ помешать русским давал Кларк, а приказ уйти оттуда и не разжигать конфликт дал командующий британским контингентом. Англичане после этого посчитали, что пиндосы (американцы) пытались их подставить, то есть руками англичан выдавить русских из Приштины, не вмешиваясь лично в конфликт... Вертолеты англичан улетели, и через несколько часов к аэродрому подошла их колонна бронетехники.

Правда, к этому времени наши успели оборудовать блокпосты у въезда в аэродром, поставили что-то вроде шлагбаумов, короче загородили подъездные пути к аэродрому. Англичане сначала попытались сунуться через блокпосты. Один из них пошел через КПП, а наш десантник стал ему говорить, что мол, нельзя. Англичанин ничего не понимает, идет, улыбается... Тогда десантник перезарядил автомат и приготовился выстрелить в воздух. Это английского военного и остановило
".

12 июня 1999 г. около 11:00 в небе над аэродромом появился беспилотный самолёт -разведчик, затем с блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны сил НАТО из британских джипов.

С другой стороны к аэродрому приближались английские танки Chieftain. Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки пресекли экипажи российских БТРов.

Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя его манёвру.

Потерпев неудачу, британские пилоты улетели. Генерал Майкл Джексон , командующий группировкой сил НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Находившийся на блокпосту гвардии старший лейтенант, командир взвода Николай Яцыков потребовал от генерала Джексона прекратить эти действия под угрозой применения оружия, заявив: "Если ещё раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь". Генерал его не понял. Яцыков приказал солдату спрыгнуть с брони и расчехлить ручной гранатомёт, направив в сторону танков.

Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта.

Завершение противостояния

По плану операции после захвата аэропорта «Слатина» на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолёты ВВС России, которыми должно было быть переброшено не менее двух полков ВДВ и тяжёлая военная техника. Однако, Венгрия (член НАТО) и Болгария (союзник НАТО), отказали России в предоставлении воздушного коридора, в результате 200 десантников на несколько дней практически остались один на один со всё прибывающими силами НАТО.

В течение июня - июля 1999 г. в Косово с аэродромов в Иваново, Пскове и Рязани прибыли несколько военно-транспортных самолётов Ил-76 с российским миротворческим контингентом (ВДВ), военной техникой и оборудованием. Однако, большее число российских военнослужащих вошло в Косово по морскому маршруту, выгрузившись в греческом порту Салоники с больших десантных кораблей «Николай Фильченков», «Азов» (БДК-54), «Цезарь Куников» (БДК-64) и «Ямал» (БДК-67), и в дальнейшем совершив марш в Косово через территорию Македонии.

С 15 октября 1999 г. аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта.

В результате операции Россия получила четыре зоны ответственности в автономном крае Косово, в которых, в отличие от зон ответственности западных держав, сербы чувствовали себя в безопасности. Миротворцы из России находились в Косове вплоть до 2003 года, когда российский контингент (650 военнослужащих) был выведен из Косова, а его имущество безвозмездно передано командованию миротворческих сил, взамен прибыли милицейские формирования из России.

Подведём итоги:

операция стала полной неожиданностью для НАТО, позволила Москве добиться размещения миротворцев на севере Косова. Вместе со знаменитым разворотом 24 марта 1999 г. Евгения Примакова над Атлантикой в знак протеста против начала бомбардировок Югославии Россия показала переход к самостоятельной внешней политике.

В те дни я гордился своим государством.




ссылка




Интересуетесь историей? Милости прошу!


Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 143 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal