clio_historia (clio_historia) wrote,
clio_historia
clio_historia

Categories:

Исторические карикатуры на тему вторжения Наполеона в Российскую империю.



Когда в 1812 году началась война с Наполеоном, стала необходима мощная внутренняя идеологическая поддержка. И тогда вспомнили о лубке.

Тем более, что войне с Бонапартом посвящали сюжеты многие безымянные лубочные ремесленники. Так что требовалось немного – сделать народные сюжеты ярче и направить их в наиболее выгодное русло. По этой причине с лубком стали работать многие уважаемые профессиональные художники.

Большая их часть говорила на французском лучше, чем на родном русском. Но тогда, на пике патриотизма, стало модным демонстрировать свою русскость. А что в массовом изобразительном искусстве тогда могло соперничать с лубочной нарочитой народностью?

Гравюр той поры сохранилось масса. Их в больших количествах выпускали в каждом городе и местечке, где имелась мастерская или типография. Художественная ценность сильно разнится в зависимости от таланта и умения исполнителя. Но листы Ивана Ивановича Теребенева выделяются среди всех. Их отличает тонкая стилизация и техника исполнения, в которой смешались и русский лубок, и английская политическая карикатура, и политическая официальная пропаганда.

Сам художник имел серьезную художественную подготовку. Он закончил Императорскую Академию художеств с аттестатом I -й степени и шпагой. После чего его оставили при Академии – для дальнейшего совершенствования. Так что уровень художника был необычайно высок.

Первые гравюры Теребенева простые люди и даже патриотично настроенные дворяне восприняли как истинно народные. И потому они стали необычайно популярны. Вскоре Теребенев вместе с Венециановым выпустил целую книгу, формально адресованную детям. На деле книга содержала массу гравюр на наполеоновских солдат и вполне годилась для взрослых. Дети видели в картинках Теребенева менторскую, нравственную составляющую. Взрослые забавлялись точностью и тонкостью намеков, содержащихся в гравюрах. Сама же книга называлась "Подарок детям или Новая Российская азбука". Многие иллюстрации того труда известны и сегодня, поскольку зажили самостоятельной жизнью – их массово копировали различные издатели. Правда, такая популярность работ не принесла достатка их автору. Иван Иванович Теребенев умер в 1815 году в нищете, на 35 году жизни.



Наполеон у русских в бане. Тут прямо боевое содружество – ратник, казак, солдат. Их нарочитая услужливость выйдет Наполеону боком. Но это видит зритель. А француз на гравюре изображен самодовольным и приосанившимся.



Наполеон учит сына своего бегать. Недоумение, непонимание Наполеона своими же маршалами. У сына в упряжке находится заяц – символ быстрого бега и трусости одновременно.



Карантин для Наполеона по возвращении его из России. Император изрядно ободран, завшивлен и где-то опасен для окружающих – отсюда осторожность врачей, окуривающих его. Это типичная карантинная мера той поры для предотвращения эпидемий. Блоки, через которые перекинуты веревки к сапогам и шляпе императора, чем-то похожи на нитки марионетки. Что говорит о несерьезности, о кукольности фигуры Бонапарта. Но за нитки дергает не кукловод, а впряжены люди. Что сообщает зрителю о той тяжести, что легла на Францию. Капризы императора стоят дорого.



Наполеон танцует под русскую музыку. Танцует не совсем добровольно. Но увлеченно.



Усердная и добровольная поставка рекрутов. Намек на истощение ресурсов Франции. В качестве пополнения уже годятся калеки и душевнобольные. Вместо путных лошадей – клячи. Вдалеке человек в форме захомутал одной веревкой упирающихся людей. То есть теперь ловят рекрутов частым ситом. Лишь бы кто попался.



Наполеонова слава. Русский солдат штыком срывает маску с миловидной дамы. И оказывается, что под нее маскировался черт. Казак нагайкой сшибает листья с лаврового венка – символа победы. Мороз затыкает трубу славы снегом. Надо сказать, что мороз не так уж и сильно потрепал Великую армию в России. Но этот образ уж очень красив и приятен для русского человека. Вот и стал миф культивироваться еще во время войны 1812 года.



Французский вороний суп. Подтрунивание над положением отступающей французской армии. Оборванец в русских лаптях на босу ногу демонстрирует жест, понятный каждому европейцу – пальчики оближешь.



Русский Сцевола. Миф о крестьянине, отрубившем руку свою, когда на ней поставили клеймо, не подтвержден ничем – ни документами, ни мемуарами. И является прямым заимствованием. Тем не менее он стал настолько популярен, что его возвели в ранг исторических фактов. Такие вот 28 панфиловцев эпохи Александра I.



Пастух и волк. Обыгрывание знаменитого выражения "волк в овечьей шкуре". От Наполеона, вытряхнутого из собственного мундира-шкуры русским мужиком, в панике разбегаются собственные маршалы.



Наполеон спускает змея. У нас воздушные змеи считались пустяшной, детской забавой. На змее Наполеона написано "Затеи великого гения". С одной стороны, это биография Бонапарта. С другой – не более, чем детская писанина. И та неудачная. "1812 год" обрезал бечевку, и огромный запас ниток оказался невостребованным. А "1813 год" испортил и биографию императора. Гвардия еще пыжится, пытаясь поднять змея в воздух (намёк на возвышение), но усилия их тщетны.


ссылка




Интересуетесь историей? Милости прошу!


Tags: Исторические портреты и изображения
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 99 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal