clio_historia (clio_historia) wrote,
clio_historia
clio_historia

Categories:

Экспериментальный микроавтобус «Старт» из советского кинофильма «Кавказская пленница».

Кадр из кинофильма "Кавказская пленница"


История создания микроавтобуса "Старт" не похожа на детектив, она скорее похожа на драму.

Ведь излишняя инициативность в СССР не особенно поощрялась. Да и к тому же бытовало мнение, что производством автомобиля должны заниматься не все подряд, а только те, кому это было положено.

Но всегда находились энтузиасты, которые шли наперекор всему и пытались побороть систему и разрушить устоявшиеся правила.



Все началось с того, что Луганский совет народного хо­зяйства (Луганский совнархоз), располагавшийся в здании №7 по ули­це Карла Маркса, 18 пришел новый начальник.

Сергея Антонова назначили руководителем главного автотранспортного управле­ния Луганского совнархоза. Будучи по натуре человеком деятельным, и к тому же улавливающим любые новые веяния, он решил построить прицеп-дачу. Да, это бы был наверное первый в Союзе дом на колесах.

Причем, ради уменьшения веса конструкции Антонов задумал сделать этот передвижной дом-дачу из модного тогда стеклопластика. Напомню на дворе самое начало 60-х годов и новым полимерным материалом бредят буквально все, и не только в нашей стране.

Почему именно пластик?

Да просто в области было множество химических предприятий, которые собственно и занимались его выпуском. Так вот Антонов "заразил" своими идеями глав­ного инженера треста Иванова и директора авторемонтных мастер­ских САРБа (Северодонецкой авторемонтной базы) Головатина.

У них получилось сделать прицеп - дом. И тогда они решили замахнуться на нечто большее, а именно на создание автомобиля. Причем, по слухам дело не ограничилось проектированием микроавтобуса, они еще и двухместное купе сделать хотели.

Но как быть?

Ведь автомобиль штука технически сложная, и просто нарисовать квадрат и прямоугольник не получится. Тогда Сергей Антонов используя все свои связи приглашает к себе на работу двух выпускников Харьковского автодорожного института Балясного и Крутенко. Последние уже набили руку при создании стеклопластиковых кузовов высокоскоростных автомобилей "ХАДИ".

Так назывались гоночные машины Харьковского автодорожного института. Эти машины тема для отдельного рассказа, достаточно сказать, что один из экземпляров был даже занесен в книгу рекордов Гиннеса. Но обтекаемый спортивный болид это одно, а как сделать микроавтобус? Тогда из того же Харькова переманивают талантливого художника, как сейчас бы сказали дизайнера, Юрия Андроса. Который, для начала, изготовил пластиковый макет 1:10 который утвердили в обкоме партии (ну куда же без них).

И тогда уже сделали полноразмерную модель из гипса, а уже поверх этого макета стали выклевать форму будущей машины. На внутренней стороне пластиковых панелей трафаретно отпечатывались очертания автобуса "Старт", который так же хотели назвать "Заря". После этого поверх макета начали выклеивать контрформу, которая с внутренней стороны принимала все его очертания.

В основе лежала рама. На которой и строился кузов из стеклопластика.

Ну а как же с жескотью кузова на кручение? Для этого в конструкции автобуса "Старт" использовались закладные детали, после чего в нее вклеивались деревянные усилители боковин, крыши, проемов окон и дверей. Потом к кузову крепились двери и пол. На сварную раму устанавливали мосты и двигатель от ГАЗ-21. Мотор располагался между водителем и передним пассажиром. Его очень искусно замаскировали под столик.




Внешность у машинки получалась отменная и необычная. Большая решетка радиатора. Стрелки "бровей" переходили от четырех фар головного света на передние двери. Цельное изогнутое лобовое стекло. Со второй стойки тянулись модные в США плавники - крылья. Самое интересное, что автомобиль был не однообъемным, а двухобъемником. Прямо на спинами задних пассажиров располагался отделенный от салона багажник.




Что касается габаритных размеров, то колесной базе в 2840 мм. "Старт" в длину был более пяти метров (5535 мм), а в ширину почти 2 метра (1980 мм). Однако самое важное было вот в чем. Несмотря на наличие рамы, весил автомобиль всего 1342 килограмма. Для примера Волга ГАЗ 21 весила уже 1460. И это при том, что "Старт" мог перевозить девять человек. Неплохими были и скоростные показатели. Так волговский мотор мощностью в 75 л. с.  обеспечивал максимальную скорость в 110 км/ч.

Первый экземпляр сделали буквально за два месяца. И в декабре 1963 года готовый образец отправился, это важно, своим (!) ходом в Москву. А это более 1000 километров. Неплохое испытание для машины. К чему была такая спешка?

Сергей Антонов подгонял подчиненных совсем не зря. Дело все в том, что в столице должно было пройти заседание коллегии Госкомитета автотракторного и сельхозмашиностроения СССР. Именно на этом форуме, в том числе, должны были обсуждаться и вопросы промышленного применения пластмасс в автомобильной отрасли.




И они успели. "Старт" не только показали Никите Хрущеву, он еще и побывал на выставке проходившей на ВДНХ. Про него вышла заметка в главной газете страны "Правда", даже центральное телевидение сняло сюжет про "Старт".

К себе в Северодонецк создатели машины вернулись в приподнятом настроении. Еще бы, им пообещали поставку новых (!) комплектов коробок, моторов и подвесок от Волги непосредственно с завода ГАЗ. Да, о промышленном производстве в широких масштабах речи не шло. Но, как говорится, лиха беда начало.

На радостях было даже принято подарить один из готовых стартов Первому секретарю ЦК КП Украины. А второй экземпляр передали киностудии Мосфильм. Именно так машина и попала в ленту Леонида Гайдая " Кавказская пленница".

Еще один "Старт" передали в распоряжение киностудии Луганска. По некоторым данным, он ездил до середины 80-х годов.

Однако в 1964 году Никиту Хрущева сместили, и на его место пришел новый человек - Леонид Брежнев.

Слишком самостоятельные Совнархозы ликвидировали, о пластике все забыли. И небольшое предприятие из Северодонецка было поставлено перед выбором: все бросить и заниматься своим привычным делом (ремонтом техники) или попытаться самостоятельно производить автобусы. К чести сотрудников САРБа (Северодонецкой авторемонтной базы) за три года, с 1964 по 1967, они смогли собрать 100 автобусов этой модели.

К тому же "отца" микроавтобуса "Старт" перевели в Донецк. И "САРБ" лишился поддержки. А вот сам Антонов попросил своих бывших коллег передать готовую машину ему, для того, что бы наладить производство машин уже на новом месте. Но и из этого ничего не получилось. В Донецке, на базе треста "Главдонбасстрой", был налажен выпуск аналогов "Старта", с именем "Донбасс".

Но большой и жирный крест на проекте поставили в "НАМИ". Взяв два "Старта", специалисты института сравнили украинский автобус с рижским "РАФ 977". И по всему вышло, что последний, хоть и имел не столь футуристичную внешность, оказался более удачным, надежным и главное, более дешевым в производстве.

Казалось бы все, амба. Однако возродить производство "Стартов" попытались вновь. На этот раз уже в самом Луганске. Эстафе­ту подхватил Луган­ский автосборочный завод, где изготовили еще..... двадцать микроавтобусов.

Вот такая вот история.



Здание в котором располагался Совнархоз













ссылка




Интересуетесь историей? Милости прошу!


Tags: Автомобиль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal