





"В память коронации императора Николая II".
Отчеканены к торжествам по поводу Священного Коронования, состоявшегося 14 мая 1896 г. общим тиражом более 190 тысяч штук. Медальер А. Васютинский. На гурту расположена надпись характерная для рублевых монет регулярного чекана, в отличие от мемориальных выпусков прошлых лет, имеющих гладкий гурт.
"В память открытия монумента императору Александру II в Москве".Памятник-мемориал был заложен неподалеку от Кремля в 1893 г. при Александре III, а открыт и освящен в 1898 г. (мемориал разрушен в 1918 г.). Выпуск пяти тысяч памятных монет был приурочен к его открытию. Автор портрета - Грилихес-сын (знак АГ расположен в обрезе шеи).
"В память открытия монумента императору Александру III в Москве".По традиции, императорская семья увековечивает прошлое царствование. Открытие памятника рядом с храмом Христа Спасителя в Москве состоялось 30 мая 1912 г. Памятник разрушен в 1918 г. Монеты в память открытия выпущены самым маленьким тиражом из всех памятных монет Николая II, всего около 2000 штук (часть в 1912 г., дочеканка в 1913 г.).
"В память столетия Отечественной войны 1812 года".
Около 26000 памятных рублей отчеканены к празднованию годовщины победы над армией Наполеона в 1812 г. Медальер - Михаил Скуднов.
"В память 300-летия Дома Романовых".
Выпущены в 1913 г. к посвященным событию всенародным торжествам огромным тиражом в почти полтора миллиона штук. Портрет выполнен Васютинским по образцу медали работы Керзина.
Первые 50 тысяч вызвали недовольство руководства своим “размытым” рельефом и штемпели было велено переделать. В нумизматике принято относить к неудачному варианту форму - плоского рельефа и косым крестом на шапке Михаила, а к исправленному - более выпуклую. Этому противоречит факт, что по встречаемости оба варианта одинаково распространены.
Более вероятно, что забракованным штемпелем выполнен третий, крайне редко встречаемый вариант, у которого рельеф и в самом деле размыт.
"В память 200-летия Гангутского сражения".
Последний памятный рубль с портретом работы Стадницкого не успел войти в обращение.
Торжества были отменены из-за начавшейся войны, и 30 тысяч отчеканенных монет остались невостребованными. Небольшая часть (вероятно, несколько сотен) осталась в резерве двора, который к 1916 г. был исчерпан, а судьба остальных неизвестна.
В 1916 г. Вел. кн. Сергей Михайлович повелел отчеканить еще 300 штук (50 себе, 85 штабу флота и 165 в резерв двора).
В 1920-е годы резервы передавались в Советскую Филателистическую Ассоциацию, которая занималась их реализацией (версия о дочеканке в Советское время этих монет, вместе с рублями 1915 г., маловероятна и документальных подтверждений не имеет).
ссылка












Journal information