clio_historia (clio_historia) wrote,
clio_historia
clio_historia

Categories:

Русские казаки в Париже в 1814 году.


Русские офицеры и казаки изображены на переднем плане — они в центре внимания дам.





Действие разворачивается у входа в «Полупансион юных дам», назначение которого не оставляет никаких сомнений: на стене дома висит объявление о способах предохранения от венерических заболеваний.



Вот что писал А. Я. Миркович: «На лейб-казаков женщины смотрели с любопытством, но сначала издали. Они боялись их, полагая, что мы северные варвары, а казаки совершенно дикие, с пленных сдирают кожу. Однако удостоверившись, что они ничуть не звери, а напротив, кротки и обходительны, они стали поближе их рассматривать и, видимо, любовались красотою и костюмами наших донских молодцов».



В изображенной сценке беседы-покупки съестных припасов донской казак с серебряной медалью 1812 г. на груди приценивается к домашней колбасе, а второй русский в крестьянской одежде отрезает от колбасы кусок на пробу.



Казаки осматривают публичные торговые места, где на продажу выставлены товары самого разного назначения: парфюмерия, галантерея и даже протезы. Здесь же видим и парикмахерские заведения. Один из гвардейских гусар писал: «Кто бывал в Париже, тот знает, что там почти птичьего молока можно достать, были бы деньги, а деньги были розданы по повелению императора Александра Павловича чуть ли не накануне, в размере двойного и тройного жалованья за все три кампании 1812, 1813 и 1814 годов».



Художник изобразил французов, собравшихся за игорным столом, а также солдат и офицеров союзных войск, наблюдающих за игрой. В отличие от карт, рулетка тогда еще не приобрела популярность в России. Большинству русских офицеров она и вовсе была неизвестна до входа в Париж. Справа от крупье стоят два донских казачьих офицера, оживленно беседующие с дамой за столом. Они не принимают участия в игре, а лишь любезно расспрашивают о чем-то свою собеседницу. Изображаемое действие происходит накануне выхода русских войск из Парижа — вероятно, в мае 1814 г.



Русские казаки пьют вино, ухаживают за француженками и развлекаются кукольным представлением, которое устроил для них юный парижанин. Он одновременно играет на дудке, на барабане и движением ноги заставляет кукол плясать. В России театр марионеток был тогда большой редкостью, и поэтому происходящее вызывает у русских явный интерес.



Оживленная толпа парижан и пара русских казаков наблюдают за выступлением бродячего актера, — тот, расстелив на земле коврик и расставив аксессуары, веселит народ карточными фокусами и раздачей конвертов с предсказаниями.



Произведения изящных искусств, свезенные Наполеоном из многих европейских стран как «военные трофеи» и ставшие украшением французских музеев, по настоянию императора Александра I остались в Париже. В мирном договоре 1814 г., подписанным союзниками с Францией, о возвращении культурных ценностей ничего не говорилось — в первую очередь благодаря русскому царю.



Здесь запечатлено знаменательное событие — снятие 8 апреля 1814 г. статуи Наполеона с Вандомской колонны-постамента. Толпа парижан устремляется к площади, но происходящее мало интересует трех казаков на первом плане. Они заняты своим делом. У казака с бутылкой в руке видны награды: серебряная медаль 1812 г. и высшая награда для нижних чинов русской армии — знак отличия военного ордена, или Георгиевский крест.



Эта акварель — одна из самых известных в парижской серии Опица. Художник изобразил сцену около моста de la Concord (или мост Генриха IV), где казаки купают в Сене и поят своих лошадей; с набережной и с моста парижане с интересом наблюдают за происходящим.



«Ухарские пляски казаков, их песни и припевы... очень нравились французам», — вспоминал русский офицер И. П. Липранди. После трехлетнего военного напряжения пляска и пение во время короткого ночного отдыха становились необходимыми «атрибутами» казачьего досуга в Париже. Хмельные застолья казаков всегда сопровождались пением. Заметим, что во время военных действий вступала в силу вековая казачья заповедь — сухой закон.



Действие, вероятно, происходит на Елисейских полях или Марсовом поле — там располагался казачий бивак. За приготовлением пищи с интересом наблюдают французы, в том числе повар из расположенного неподалеку ресторана



Художник наполнил картинку множеством сюжетов: казаки в лагере беседуют с парижанами, смотрят выступление акробатов и пьют вино; перед строем во главе с офицером проводится экзекуция — провинившегося стегают кнутом; здесь же на переднем плане изображены овцы, коза, битая птица — все, что служило пищей живущим на биваке.



Оторвавшийся от своего полка донской казак в момент вступления союзных войск в Париж. Обращает на себя внимание белая повязка на левой руке казака. Белый цвет — цвет роялистов, выступавших за реставрацию династии Бурбонов. Повязка в этот день была введена для всех союзных армий во избежание возможной путаницы из-за разнообразия мундиров.



Конный донской казак на улице недалеко от Триумфальной арки: он раздает прохожим листы с напечатанной декларацией. За ним бежит парижский разносчик объявлений (с бляхой) и предлагает прокламацию короля Людовика XVIII. Этот сюжет относится к первым дням пребывания союзных войск в Париже.



Казачий полк проходит по центру Парижа, по-видимому ,в первый день торжественного вступления союзников во французскую столицу. 19 (31) марта 1814 г., около 9 часов утра, колонны союзных армий с барабанным боем, музыкой и распущенными знаменами двинулись через ворота Сент-Мартен в город. Позади лейб-гвардии Казачьего полка во главе огромной свиты в Париж въехал российский император Александр I и другие монархи. За ними последовали остальные части.



У витрины павильона для продажи эстампов выставлены гравюры в рамах с портретами Талейрана, Марии-Луизы, видами Москвы и Вены, а также карты Франции и театра военных действий в 1812 г. Поверх карт на прищепках развешаны листовые эстампы небольшого формата, где можно различить портреты Франца I, Александра I, Наполеона, а также карикатуры на французскую буржуазию и русских казаков.



Казаки гуляют в саду и приветливо общаются с детишками, пришедшими в Тюльери с нянями и мамами. Многие современники вспоминали, что уже при входе в Париж, во время прохождения по городу торжественным маршем, казаки брали на руки мальчишек и сажали их перед собой и на крупы лошадей.



Художник изобразил стычку казака и старухи-француженки весьма оборванного вида: она замахивается на него палкой, а казак выставил вперед ружье, чтобы парировать удар. За углом улицы Грамон на примыкающем к модной лавке здании видна вывеска королевской лотереи № 46.



Вооруженные французские солдаты национальной гвардии сопровождают безоружного казака с мешком за спиной и русского офицера в плаще (вероятно, улана). За ними движется толпа, состоящая из военных (по головному убору можно различить еще одного казака, русского солдата пехотных полков, драгуна или кирасира), а также мирных горожан, актеров бродячего театра, мальчишек и т. п.



Об общении русских с местными жителями один из участников войны вспоминал: «Нам представилась многочисленная толпа народа, наполнившая всю улицу и ожидавшая взглянуть поближе на неприятелей. Вскоре жители высыпали на заставу и рассеялись между нашими солдатами; появились торговки с разными съестными припасами в корзинках и с бочонками на шее. Все эти продавцы скоро рассеялись по лагерю, смело и без всякого опасения продираясь между солдатами. Забавно было видеть наших служивых, старающих любезничать с торговками, и ловкость сих последних, которые понимали намерения, не разумея слов».



Заинтересованные парижане наблюдают за прогуливающимися по городу казаками. Мужчина приподнимает шляпу в знак признательности за полученную монетку, женщины приглашают казаков посетить кофейню, над которой висит вывеска с меню. У казака в синей куртке на груди изображена медаль 1812 г. и Георгиевский крест, у казака в красной куртке — только серебряная медаль 1812 г. на Андреевской голубой ленте.



Художник изобразил многочисленных посетителей самого известного места в Париже, о котором писало большинство русских мемуаристов. Бытовые зарисовки известного дворца оставил А. Д. Чертков: «В Пале-Рояле торговцы, владельцы ресторанов и прочие платят 3000 франков за помещение в аркаде... на третьем этаже — сборище публичных девок, на втором — игра в рулетку, на антресолях — ссудная касса, на первом этаже — оружейная мастерская. Этот дом подробная и истинная картина того, к чему приводит разгул страстей». Посещение Пале-Рояля и тесное общение с «прелестницами» часто заканчивалось дурно. Неслучайно рядом с казаками стоит женщина, торгующая презервативами.
ссылка




Интересуетесь историей? Милости прошу!


Tags: Российская империя
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments for this post were disabled by the author

Recent Posts from This Journal